Эпид. ситуация

Официальные сайты

Конференция Республиканского значения- День памяти Шакарима

    Духовный восприемник и ученик Абая, философ-мыслитель, ученый-историк, поэт Шакарим Кудайбердыулы родился 11 июля 1858 года в Кен-булаке Чингизской волости Семипалатинского уезда.

   Поэт-реалист Шакарим был и композитором, глубоким знатоком и тонким ценителем музыки. Шакарим написал свыше двадцати песен и кюев. Переводы Шакарима как отмечают исследователи и сегодня остаются образцом профессионализма.

Шакарим был широкообразованным человеком, знал арабский, персидский, турецкий и русский языки. Это позволило ему обрести широкие познания в литературе и философии, истории и географии, естествознании и музыке.

 

Смолоду язык турецкий изучил я не от скуки:
Потому что на турецкий переведены науки.
Я не знал в ученье лени – мне из тьмы
сверкнуло солнце,
Стали мне понятны краски, запахи земли и звуки.
Пробудило меня рано поэтическое слово.
Понял я, в чем тайна мира, мироздания основа,
Через лирику Востока…
Изучив прилежно русский.
Смыл с себя я, смыл я с сердца
Грязь невежества былого… (перевод Вл. Цыбина)

 

    В стремлении исправить сознание людей Шакарим обращался к религии, но будучи недовольным законами и догмами ислама, пытается изменить их, с этой же целью он переводил главы из Корана, пишет книгу. Но на этом пути его постигает разочарование. Критически мыслящий поэт-реалист по-своему оценивал догмы ислама. Обращаясь к читателям,  он писал:

Догмы, созданные святыми,-
Собрание уймы ошибок,
Это – яд. Не отравись, принимая его,
Не променяй правду на вздор.

 

  Если поэт понятен только для своего народа, то он любим и чтим только им и его считают народным поэтом, но если поэт близок, понятен людям независимо от национальности и знания языка поэта, то он обретает широкую славу и становится достоянием мировой культуры всего человечества. Мы знаем их: Шекспир, Гете, Бернс, Пушкин, Абай, Шакарим … Увлечение науками и учением Л.Н.Толстого с одной стороны и сложная социально-политическая атмосфера 20-х – 30-х годов привели Шакарима к уединенному образу жизни.
Это обстоятельство вызвало необоснованные подозрения у административных органов советской власти. Так, огульно обвинив Шакарима в связях с бандами, они заключили поэта в тюрьму. Вскоре после выхода из нее последовала новая расправа: Шакарим был расстрелян работниками ГПУ 2 октября 1931 года. Без суда и следствия. Тело его было брошено в старый колодец вблизи Баканаса.
Спустя 30 лет 8 августа 1961 года останки Шакарима были переданы земле по мусульманскому обычаю его родным сыном Ахатом Кудайбердиевым. Шакарим был похоронен недалеко от мавзолея Абая. В течении более чем полувека творения его оставались под запретом. Даже после реабилитации поэта в 1958 году прокуратурой СССР, снявшей с него все ложные обвинения, оставался в силе бюрократический прессинг.
Несмотря на то, что долгие годы его имя и произведения находились под запретом, настал апрель 1988 года. Вышло постановление ЦК Компартии Казахстана. «О творческом наследии поэта Шакарима». Многочисленная общественность получила доступ к материалам о жизни и деятельности Шакарима, его многогранному творчеству.

 

Великий Шакарим-ата. Его больше нет, но есть тысячи его заветов, песен, стихов – это его наследие. И пусть остановить жизнь мудреца так просто, но убить его наследие нельзя, ибо все доброе и великое бессмертно.
Абай в своих «Назиданиях» писал: «Мудрецом или мыслителем можно назвать только того, кто своим умением, размышлениями и опытностью дошел до сознания высших духовных сил и обязательно соединяет в себе любовь и правду». Именно таким мудрецом предстает перед нами Шакарим.

   Вчера в Управлении здравоохранения ВКО прошла конференция республиканского значения, посвящённая К. Шакариму. В заключении прошло  награждение активных  участников,  в том числе сотрудников ВК областного Центра СПИД Садугаш Кусаинову (за организацию конференции) и Евгению  Игнашину  (за челендж).